Как фрилансеру общаться с заказчиком?

Как фрилансеру общаться с заказчиком?
Уроки для фрилансеров 0    274 0

В этой статье мы разберем частые ошибки, которые допускают новички фрилансеры, когда переписываются со своими заказчиками. Неопытные программисты много нервничают и могут наговорить лишнего заказчику или вовсе перестать отвечать на сообщения и исчезнуть, не завершив свою работу.

Вы научитесь:

  • грамотно общаться с заказчиком;
  • обозначать цену за оказываемые услуги;
  • правильно торговаться;
  • договариваться о сроках исполнения заказа;
  • отрабатывать возражения;
  • презентовать свою работу;
  • решать организационные вопросы.

Совет 1: предвосхищайте ожидания

Когда заказчик ищет исполнителя, то он хочет от него четкого решения задачи. Другими словами: у заказчика есть проблема, и он хочет её решить c минимальным количеством головной боли.

Например, человеку нужно сделать сайт «под ключ» и многие вещи он может не знать про создание сайтов. Многие вещи заказчик может просто не сказать, потому что Вы у него их не спросили. Поэтому Вам как исполнителю нужно предвосхищать некоторые ожидания заказчика, то есть делать всё максимально качественно. Чтобы заказчик сказал, - я только хотел попросить, чтобы Вы сделали сайт адаптивным, а уже всё готово. Большое Вам спасибо!

переписка с заказчиком

Если Вы делаете всё круто, то Вас запомнят как хорошего специалиста и будут рекомендовать знакомым. Если Вас всё время нужно пинать, чтобы Вы что-то сделали, то на дальнейшее сотрудничество можно не рассчитывать.

Совет 2: уточняйте спорные моменты

Пример: Вас попросили сверстать сайт по макету. Перед работой необходимо его внимательно посмотреть и найти спорные моменты. Удобнее всего это делать через скриншот экрана. Выделите определенную область на макете, нарисуйте красную стрелку и под ней напишите уточняющий вопрос. Чем больше уточняющий вопросов Вы зададите, тем меньше правок будет в конце.

утоняющие вопросы

идея для работы с заказчиком Если у Вас есть хороший микрофон, то можно записать для заказчика видео через специальную программу (OBS), где Вы просматриваете макет и по ходу дела задаете свои вопросы. Также можно записать сопроводительное видео, например, если нужно обучить заказчика пользоваться админкой сайта. Видео более наглядное, чем текстовое письмо. Многие люди так обленились, что могут даже не прочитать то, что Вы им напишите.

Совет 3: берите предоплату

Чтобы Вас не кинули, - всегда берите предоплату в 50 или 25%. Если Вы совсем не доверяете людям и не готовы скидывать готовую верстку своему заказчику, то запишите для него видео с исходным кодом и скроллингом готового сайта. А уже после полной оплаты, скидывайте архив.

Заказчик, который не хочет давать предоплату – слишком боязливый и с ним будет работать проблематично. Лично я от таких заказов отказываюсь.

берите предоплату

Если Вы работаете на биржах фриланса, то используйте раздел «безопасная сделка». В чем суть? Заказчик помещает деньги на баланс, и Вы их уже видите. Когда заказчик принимает работу, то эти деньги автоматически Вам зачисляются. В спорных ситуациях обе стороны могут обратиться в «Арбитраж».

Совет 4: расшифровывайте термины

При общении с заказчиком приходится использовать профессиональный сленг. Например: адаптивный дизайн, валидный код, кроссбраузерная верстка и так далее.

Такие слова отпугивают заказчика, поэтому применяйте следующую схему:

Используйте термин –> делайте расшифровку –> описывайте преимущества


Делается это примерно в таком ключе:

  1. Я сделаю адаптивную верстку. Это означает, что на всех устройствах Ваш сайт будет смотреться одинаково хорошо, поэтому Вы не потеряете мобильную аудиторию. Люди не уйдут с Вашего сайта.
  2. Код на сайте будет полностью валидным. Это означает, что поисковые системы хорошо проиндексируют Ваш сайт и браузер откроет его без ошибок.
  3. Кроссбраузерная верстка. С любого браузера или любой операционной системы, с которой зайдет клиент, Ваш сайт будет всегда работать хорошо. Это означает, что Вы не потеряете аудиторию, которая сидит со старых версиях браузеров.
  4. Быстрая загрузка сайта означает, что на открытие сайта уйдет не больше 2-х секунд. Поэтому человек дождется загрузки сайта и останется на нем, а не уйдет, когда увидит перед собой белый экран.

Совет 5: общайтесь серьезно

Общаться со своим заказчиком нужно предельно серьезно. Старайтесь не допускать никаких вольностей. Представьте, что Вы общаетесь с президентом США. Этот простой приём поможет Вам.

переписка с заказчиком

Не используйте сокращения, мат и слова паразиты: чо, лол, кек и другие.

Совет 6: личная встреча

Заказчики не любят всякие брифы и переписки. Если есть такая возможность, то лучше встретиться с человеком лично и всё обсудить за чашечкой кофе.


Пища для размышления

Остаётся открытым самый главный вопрос:

Как общаться с заказчиком, если ты социофоб?

Предлагайте свои варианты, в комментариях.


Похожие статьи:

Как новичку фрилансеру найти заказ на KWOrK
Как программисту защититься от мошенников на фрилансе

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    Вы можете авторизоваться на сайте через:
    YandexVkontakte

    Рубрики блога

    Последние комментарии

    Алексей Власов 16 октября 2018, 14:27
    Универсальный и очень простой PHP парсер 10
    Алексей Власов 13 октября 2018, 18:57
    Бесконечное сохранение ресурсов в MODX 2
    Александр Петров 30 сентября 2018, 20:54
    Пишем на SQL без SQL: основы по RedBean PHP 10